Крейсер «Аврора» был вооружен 42 пушками четырех различных калибров, тремя торпедными аппаратами. Полное водоизмещение его - 7130 тонн, а толщина брони - от 63,5 мм на палубе до 152 мм - на рубке. Идти он мог со скоростью 19,2 узла, а максимальная дальность его составляла 4000 морских миль. Экипаж крейсера насчитывал 570 человек, в том числе 20 офицеров. Длина крейсера составляет 126,8 метров, ширина - 16,8 метров, а глубина осадки - 6,4 метров.
Создание крейсеров типа «Диана», к которому и принадлежит «Аврора», был обусловлен осложнившейся в конце позапрошлого века международной обстановкой, которая сперва заключалась в урегулированном, впоследствии, конфликтом с Британской империй, а затем - в увеличивающейся «германской угрозой» в Балтийском регионе. Корабли начали строиться на Балтийском заводе, на основе проекта крейсера водоизмещением в 6000 тонн, прототипом которого послужил новейший на то время английский крейсер «Тэлбот». Постройка одной лишь «Авроры» обошлась примерно в 6,4 млн. рублей.
В 1902-03 годах «Аврора» прошла испытания, после чего, летом 1903 года, была принята в состав Российского императорского флота. 10 июля у крейсера состоялся контрольный выход. В том же году «Аврора» была принята в отряд кораблей, которые отправлялись на службу в Порт-Артур. Затем он с некоторыми из этих кораблей стал частью Второй Тихоокеанской эскадры. В 1904 году, после того, как крейсер принял участие в учениях в Кронштадте, его посетил Николай II, поблагодарив экипаж и произнеся напутственные слова. В мае 1905 года «Аврора» приняла активное участие в Цусимском сражении, в ходе которого была значительно разрушена. Свыше 80 человек ее экипажа погибли или получили ранения. В марте следующего года крейсер вернулся в Россию, перейдя в вооруженный резерв. В Петербурге, на Франко-русском заводе, его начали ремонтировать.
До Первой мировой войны «Аврора» совершила несколько плаваний, в том числе и заграничных. 17 июля 1914 года морские силы Балтийского моря были приведены в полную боевую готовность. «Аврора» прибыла в Ревель, затем, в конце года, проведя крейсерство в акватории Ботнического залива. В 1915 году на корабле было изменено вооружение. В сентябре 1916 года на крейсере начался капитальный ремонт.
С началом Февральской революции на борту корабля были размещены арестованные агитаторы. Когда пошли слухи, что крейсер собираются использовать, как плавучую тюрьму, во избежание недовольства среди экипажа, арестованных убрали с «Авроры». Затем на корабле прошло восстание матросов, которые оставили службу на крейсере и свергли офицеров.
После этого на «Авроре» был избран судовой комитет, который был призван осуществлять выполнение демократических прав матросов. Часть комитета вскоре составили большевики.
Ко времени начала Октябрьской революции ремонт почти завершился и «Аврора» должна была приступить к морским испытаниям, но большевики сделали так, что она осталась в городе. Они понимали важность крейсера в готовящемся событии. Наконец, вечером, 25 октября, крейсер дал свой знаменитый залп по Зимнему дворцу, деморализовавший его защитников и давший сигнал к началу штурма императорской резиденции. Вскоре работы по ремонту «Авроры» был возобновлены. В конце ноября крейсер вошел в состав 2-й бригады крейсеров, затем перейдя в Кронштадт.
В начале 20-х годов «Аврора» стала первым боеспособным кораблем в составе советского Балтийского флота, в качестве учебного корабля. До 1930 года она совершила несколько плаваний, по Балтийскому и Белому морю, а также заграничных, с заходом в скандинавские порты. В 1927 году крейсер был награжден орденом Красного знамени. В 1935 году из-за износа, «Аврора» была переклассифицирована в несамоходную учебную базу.
Когда началась война, крейсер был включен в систему ПВО Кронштадта. По мере приближения врага к Ленинграду с «Авроры» снималось вооружение, а члены ее экипажа уходили на фронт. Поначалу с зенитных установок корабля велся обстрел самолетов, но потом немцы сами обстреляли «Аврору», после чего пребывание экипажа на борту стало нецелесообразным. Впоследствии крейсер подвергался неоднократным обстрелам вплоть до снятия блокады с Ленинграда.
В ноябре 1948 года он был переведен к окончательному месту стоянки на Большой Невке. Через девять лет созданный на крейсере музей увеличили и сделали филиалом Центрального военно-морского музея. В 1960 году «Аврора» вошла в число охраняемых государством памятников. В 1968-м она была награждена орденом Октябрьской Революции.
Создание крейсеров типа «Диана», к которому и принадлежит «Аврора», был обусловлен осложнившейся в конце позапрошлого века международной обстановкой, которая сперва заключалась в урегулированном, впоследствии, конфликтом с Британской империй, а затем - в увеличивающейся «германской угрозой» в Балтийском регионе. Корабли начали строиться на Балтийском заводе, на основе проекта крейсера водоизмещением в 6000 тонн, прототипом которого послужил новейший на то время английский крейсер «Тэлбот». Постройка одной лишь «Авроры» обошлась примерно в 6,4 млн. рублей.
В 1902-03 годах «Аврора» прошла испытания, после чего, летом 1903 года, была принята в состав Российского императорского флота. 10 июля у крейсера состоялся контрольный выход. В том же году «Аврора» была принята в отряд кораблей, которые отправлялись на службу в Порт-Артур. Затем он с некоторыми из этих кораблей стал частью Второй Тихоокеанской эскадры. В 1904 году, после того, как крейсер принял участие в учениях в Кронштадте, его посетил Николай II, поблагодарив экипаж и произнеся напутственные слова. В мае 1905 года «Аврора» приняла активное участие в Цусимском сражении, в ходе которого была значительно разрушена. Свыше 80 человек ее экипажа погибли или получили ранения. В марте следующего года крейсер вернулся в Россию, перейдя в вооруженный резерв. В Петербурге, на Франко-русском заводе, его начали ремонтировать.
До Первой мировой войны «Аврора» совершила несколько плаваний, в том числе и заграничных. 17 июля 1914 года морские силы Балтийского моря были приведены в полную боевую готовность. «Аврора» прибыла в Ревель, затем, в конце года, проведя крейсерство в акватории Ботнического залива. В 1915 году на корабле было изменено вооружение. В сентябре 1916 года на крейсере начался капитальный ремонт.
С началом Февральской революции на борту корабля были размещены арестованные агитаторы. Когда пошли слухи, что крейсер собираются использовать, как плавучую тюрьму, во избежание недовольства среди экипажа, арестованных убрали с «Авроры». Затем на корабле прошло восстание матросов, которые оставили службу на крейсере и свергли офицеров.
После этого на «Авроре» был избран судовой комитет, который был призван осуществлять выполнение демократических прав матросов. Часть комитета вскоре составили большевики.
Ко времени начала Октябрьской революции ремонт почти завершился и «Аврора» должна была приступить к морским испытаниям, но большевики сделали так, что она осталась в городе. Они понимали важность крейсера в готовящемся событии. Наконец, вечером, 25 октября, крейсер дал свой знаменитый залп по Зимнему дворцу, деморализовавший его защитников и давший сигнал к началу штурма императорской резиденции. Вскоре работы по ремонту «Авроры» был возобновлены. В конце ноября крейсер вошел в состав 2-й бригады крейсеров, затем перейдя в Кронштадт.
В начале 20-х годов «Аврора» стала первым боеспособным кораблем в составе советского Балтийского флота, в качестве учебного корабля. До 1930 года она совершила несколько плаваний, по Балтийскому и Белому морю, а также заграничных, с заходом в скандинавские порты. В 1927 году крейсер был награжден орденом Красного знамени. В 1935 году из-за износа, «Аврора» была переклассифицирована в несамоходную учебную базу.
Когда началась война, крейсер был включен в систему ПВО Кронштадта. По мере приближения врага к Ленинграду с «Авроры» снималось вооружение, а члены ее экипажа уходили на фронт. Поначалу с зенитных установок корабля велся обстрел самолетов, но потом немцы сами обстреляли «Аврору», после чего пребывание экипажа на борту стало нецелесообразным. Впоследствии крейсер подвергался неоднократным обстрелам вплоть до снятия блокады с Ленинграда.
В ноябре 1948 года он был переведен к окончательному месту стоянки на Большой Невке. Через девять лет созданный на крейсере музей увеличили и сделали филиалом Центрального военно-морского музея. В 1960 году «Аврора» вошла в число охраняемых государством памятников. В 1968-м она была награждена орденом Октябрьской Революции.