В начале XX века, когда был построен Троицкий мост, на Петроградской стороне начался настоящий строительный бум. Место для своего дома Матильда Кшесинская выбрала сама и стала одной из первых, кто построил свой особняк на Кронверкском проспекте. Проект и создание дома были поручены модному в то время академику архитектуры Александру Ивановичу Гогену. Отметим, что и сама заказчица сыграла немаловажную роль в замысле и реализации проекта.
Здание выполнено в стиле северного модерна, большая его часть расположена в саду. Окна всех жилых комнат выходят на юг и лишь лестница, вестибюль и уборная – на север. Внешний вид здания не отличается роскошью и вместе с тем, оно импозантно и интересно своей асимметричной композицией. Мы видим разную высоту отдельных звеньев и разную ширину окон. Дом украшает ажурная ограда, беседка-ротонда и палисадник,
Расположение и оформление комнат выбирала сама балерина. В его интерьерах, согласно ее замыслу, присутствуют все европейские архитектурные направления, Так, для зала она выбрала стиль ампир, для углового салона - стиль Людовика XVI. Спальня была оформлена в английском стиле, а столовая и соседний с ней салон – в стиле модерн. Особой гордостью Матильды были две ее гардеробные, в одной из них хранилась одежда танцовщицы, а в другой – театральные костюмы.
В подвале находился винный погреб и небольшая столовая, в которой после спектаклей на ужин приходили друзья. В доме собирался весь цвет петербургской интеллигенции. Здесь часто проводили время актеры петербургских театров, в том числе звезды балета, среди которых были Айседора Дункан и Анна Павлова. Наведывались в дом и представители высшего света, в том числе великие князья Романовы.
Дворец был меблирован и освещен по парижскому каталогу. Он поражал утонченной роскошью и уютом интерьеров, смелым и неожиданным сочетанием новых и традиционных отделочных материалов, живописной асимметричностью наружных деталей и свободной внутренней планировкой.
Прислуга жила с светлых удобных комнатах, а обедала в просторной столовой. Чтобы сын Володя мог каждый день пил парное молоко, при доме держали корову. Была также и толстая любимая сыном свинья, а в самом доме жила козочка, с которой Матильда выступала в балете «Эсмеральда».
С началом февральских событий 1917 года, опасаясь за жизнь сына и свою жизнь, балерина была вынуждена покинуть любимый дом. 28 февраля большевики заняли особняк Кшесинской, вывезли из него все ценности, испортили мебель и ковры. Интерьеры были разграблены и разрушены.
Первоначально миниатюрная прелестная хозяйка дома надеялась отсудить свою недвижимость и вернуть ценности, она даже подала в суд (интересно, что одним из ответчиков указывался Владимир Ульянов). Однако, Матильда быстро поняла, что ни одно судебное решение во время революционных событий не выполняется. Вскоре она уехала в Кисловодск, а в 1920 году вместе с князем Андреем Владимировичем навсегда покинула Россию, поселившись в Париже.
С балкона дворца 3 апреля 1917 года Владимир Ленин зачитал знаменитые «Апрельские тезисы».
В 1955-1957 годах особняк Кшесинской соединили двухэтажным переходом с соседним домом известного предпринимателя и благотворителя барона Василия Бранта, Согласно одной из легенд, Василий Брант был влюблен в свою очаровательную соседку и стремился ее почаще видеть. Доподлинно неизвестно, была ли между ними любовная связь но, несомненно, то, что они были знакомы и в гости друг к другу наведывались.
Комплекс зданий занял Музей революции, а в настоящее время в этих зданиях располагается Музей политической истории России. К сожалению, от прежних интерьеров почти ничто не сохранилось. Восстановлены лестница с балюстрадой и ротонда, белый зал и зимний сад. Подлинными является наборный паркет и плиточный пол в Зимнем саду.